О пропаже кошелька и пяти шагах к спасению средств

0

Ловкость рук и презрение к закону со стороны одного неизвестного негодяя в одночасье лишили меня бумажника, а вместе с ним – смешной суммы наличных рублей и небольшого количества банковских карт (про дисконтные, думаю, никому не интересно). Краткие поиски на месте пропажи, увы, результатов не дали.

В общем, пришлось приступить к плану «ЧС».

Пункт первый. Обращение к охране и администрации торгового центра.
Не знаю, может, кому-то и когда-то это помогло, но в моём случае охранник сразу дал понять, что ничем помочь не сможет. Кроме чисто человеческого сочувствия. Ни вызов подкрепления, ни перекрытие входов-выходов, ни даже просмотр камер наблюдения с целью найти злоумышленника в план действий людей в униформе по такому случаю не входит. И вообще надо было лучше следить за своими вещами. В сухом остатке – чистая совесть и потерянное время.

Пункт второй Обращение в полицию.
По результативности – ничуть не лучше пункта первого. Поднимать по тревоге ОМОН и СОБР дежурный по ОВД, разумеется, не стал. А услышав денежную сумму пропажи, произнёс: и охота Вам, гражданин, будет из-за такой ерунды несколько раз через полгорода к дознавателю мотаться? Прикинув в уме временны́е потери, понял, что неохота. В сухом остатке – см. пункт выше.

Пункт третий. Блокировка банковских карт.
По уму, с него надо начинать. Но поскольку два предыдущих пункта отняли в сумме минут 10, а пин-коды я никогда не храню вместе с картами, риск промедления был невелик. Конечно, возможность использовать украденную карту для интернет-покупки или оплаты там, где не надо вводить ПИН, всегда существует. Но в условиях торгового центра первое – скорее из разряда фантастики, а что касается второго… У меня все кредитки с чипами, а на дебетовых деньги больше 10-15 минут не задерживаются.

Итак, блокировка. В теории – всё просто. Позвонить в банк, назваться, указать номера украденных карт, произнести кодовые слова. На практике в каждом из банков возникли свои нюансы.

ВТБ 24 Приветствие – меню автоинформатора – соединение с оператором. Для блокировки потребовалось назвать ФИО, дату рождения, адрес, а затем зачитать все паспортные данные, включая дату выдачи и код подразделения. Сложилось впечатление, что оператор по ходу разговора оценивает, насколько быстро и естественно клиент выдаёт ответы на вопросы, и в случае сомнений устроит дополнительную проверку. Но в итоге карты заблокировали.

Ситибанк Длинное приветствие – меню автоинформатора – ещё одно меню – соединение с оператором. Но можно было обойтись без разговора, если известен полный 16-значный номер карты. Я, однако, выбрал живого человека. Процедура в целом та же, адрес называть не пришлось, зато потребовалось произнести кодовое слово. Из минусов – оператор чуть-чуть картавила, так что некоторые вещи пришлось переспрашивать по два-три раза.

Сбербанк Двуязычное приветствие – меню – человек. Здесь кодовое слово потребовалось сразу, но я его забыл. Пришлось в третий раз лезть за паспортом. Но в итоге карты всё-таки заблокировали.

Пункт четвёртый. Перевыпуск утерянных карт.
Процедура простая, но связана с необходимостью посещать офис и заполнять бланки заявлений. Причём у ВТБ 24 достаточно прийти в любой офис, у Сбербанка – в тот филиал, где выдавалась карта, у Ситибанка – в любой, но с предварительным звонком в Call-центр. Цена вопроса в плане времени и денег различается в каждом банке и зависит от вида карты. Сити перевыпускает свой пластик бесплатно и в день визита (если карты есть в офисе), Сбербанк выдаёт новый Momentum взамен утерянного тоже моментально и даром, классическую кредитную карту – за 150 рублей и 5 дней ожидания. У ВТБ 24 перевыпуск дебетовой карты сто́ит 500 руб., классической кредитной – 375 руб. (½ стоимости годового обслуживания), кредитной Visa Platinum – 5000 руб. Стандартный срок перевыпуска – 5 рабочих дней.

Пункт пятый. Выводы.
Что оказалось хорошей идеей:
1) Не хранить ПИН вместе с картой и уж тем более – не записывать его на самом пластике.
2) Заранее забить все нужные телефонные номера по картам в память смартфона.
3) Вовремя сообщить банку о смене паспорта (полагаю, если бы в БД банка были старые паспортные данные, заблокировать карту было бы сложнее).
4) Помнить хотя бы последние четыре цифры номеров тех карт, которыми пользуешься регулярно.
5) Время от времени освежать в памяти алгоритм действий на случай «ЧС».

Что надо бы доработать – так это принцип не хранить все яйца в одной корзине. Удобство удобством, но вот на кой ляд понадобилось держать в бумажнике и те карты, которыми пользовался всего лишь раз в месяц? Самое место им где-нибудь в отдельном портмоне. Диверсификация – это сила, ага.

Надеюсь, мой опыт кому-то будет полезен…
©
Автор: А.Нальгин
0
Комментарии 0